ИТ предлагают – бизнес выигрывает
Недооценка важности информационных технологий для жизнеспособности компании уже давно в прошлом. Но реальность такова, что полностью довольных своей ИКТ-инфраструктурой предприятий все же мало. Дело не в том, что существующие решения не устраивают бизнес, а в том, что он не стоит на месте. К тому же компании хотели бы видеть еще большую скорость от ИТ, которым нужно играть на опережение.
Для большинства проблем, с которыми сталкиваются компании, есть решение в виде той или иной ИТ-системы, хотя и не всегда простое. "Простые решения в области автоматизации есть далеко не для всех проблем, возникающих у компании. Например, внедрение системы управления задачами позволяет решить проблему низкой эффективности труда и это внедрение не будет длительным и сложным, – уточняет генеральный директор компании "Первая Форма"
Денис Селезнев. – А внедрение скоринг-системы позволяет решить проблему управления рисками при выдаче потребительских кредитов, но назвать такое внедрение быстрым и легким я бы не решился. Кроме того, при внедрении любой ИТ-системы, очень многое зависит от того, насколько бизнес-процессы компании типичны для своей отрасли и опыта консультантов". Помимо этих, присутствуют и смежные проблемы.
Квалификационные требования
Как ни банально, самое распространенное желание компаний – это квалифицированные кадры. Бизнесу просто не хватает программистов, специалистов "1С", даже системных администраторов с опытом работы. Не говоря уже о грамотных руководителях – ИТ-директорах. Вузы выпускают ИТ-кадры сотнями, но куда они уходят после выпуска – остается загадкой. В связи с этим компании сами создают корпоративные университеты и курсы по подготовке ИТ-специалистов. Так, Microsoft проводит обучение ИТ-специалистов под руководством сертифицированных тренеров, у Mail.ru есть свой учебный центр на базе МГТУ им. Баумана, у "Яндекса" давно существует своя школа программистов, два года назад такую же открыла компания Head Hunter.
Еще одно желание бизнеса – большее участие ИТ-специалистов в работе компании и большее их погружение в бизнес-процессы. На практике бывает так, что как только в голову генеральному директору приходит какая-либо идея – он вызывает ИТ-директора. Вместе они пытаются ее реализовать. Но топ-менеджерам хотелось бы видеть инициативу и от ИТ-отдела - получать предложения по улучшению текущей работы, а не работать по схеме "получил задание – выполнил". Это вполне объяснимое пожелание. ИТ-директора намного лучше своих руководителей информированы об инновациях, тенденциях, новых предложениях на рынке информационных технологий. К тому же, сейчас появляется все больше систем, адресованных конкретному сегменту рынка – банкам, страховым компаниям, ритейлу, энергетике, промышленности.
Пожелания к процессам
Компаниям очень важно, чтобы внедрение происходило максимально быстро. Не секрет, что большие ИТ-проекты могут растянуться на годы. Большинство предприятий пугают столь длинные сроки и неопределенность результата, поэтому они предпочтут менее совершенную, но более быструю по срокам установки систему. На это замечание бизнеса в некоторых случаях уже сейчас легко ответить более совершенными технологиями – например, облачными. Они не потребуют столько времени, и работать с ними возможно без привязки к серверу и рабочему месту.
"Длительность и сложность проекта внедрения не более, чем наполовину зависит от сложности самой проблемы. Вторая половина – это подход самого заказчика к задаче. Не секрет, что во многих больших компаниях, внедряющих "тяжелые решения", главными задачами внедрения являются освоение бюджета и усиление важности ИТ-службы или создание имиджа компании, использующей самые современные технологии. В таких случаях внедрение может тянуться годами, – считает Денис Селезнев. – Но если компании срочно нужен работающий инструмент, она сможет и отыскать подходящее решение, и внедрить его в сжатые сроки. Требования к срокам внедрения, безусловно, растут, также как уменьшается время, выделяемое рынком на принятие бизнес-решений".
Следующее пожелание – делать системы более легкими и гибкими. Они должны не только подстраиваться под текущие нужды бизнеса, но и иметь возможность трансформироваться, добавлять новые блоки и убирать старые – в зависимости от потребностей в конкретный промежуток времени. И, конечно, происходить все это должно быстро, а не длиться неделями."Неприятней всего столкнуться с тем, что продукт, который ты покупаешь, либо совсем не кастомизируется, либо, наоборот, представляет собой голую платформу, поверх которой нужно дописывать все и делать это при помощи квалифицированных программистов. Когда мы внедряли электронный документооборот, то остановились на решении, в котором наши собственные специалисты могли самостоятельно настраивать маршруты прохождения договоров и сложные согласования документов. В учетных системах, построенных на других известных платформах,мы такого сделать не можем. Я понимаю, что в успехе любого ИТ-решения для бизнеса значительную роль играет то, сколько смогут заработать на нем внедренцы, но и о клиентах стоит думать", - говорит Александр Гаряев, коммерческий директор компании "КСК груп".
Также компании необходима постоянная поддержка. В первую очередь это касается ситуации, когда проект реализуется не собственными силами, а предприятием-внедренцем. Здесь компании важно чувствовать, что к интегратору можно обращаться с любыми вопросами, пожеланиями и проблемами.
Экономические ожидания
Руководителям предприятий важно, чтобы все расходы на ИТ были прозрачными. Так как в большинстве случаев это немалые суммы, то топы должны четко понимать, на что, с какой целью расходуются деньги и какой будет результат. То есть работа ИТ-отдела должна становиться более эффективной в сфере планирования. Тогда, кстати, можно будет избежать многих претензий бизнеса к информационным системам (много ошибок, необходимость постоянно дорабатывать и доплачивать за это деньги).
Трудности в оценке затрат на ИТ-проект и, соответственно, повышение информированности в этом вопросе тоже необходимо. Если точно нельзя подсчитать ожидаемую экономическую эффективность, то хорошо было бы знать приблизительную цифру, либо составляющие, которые помогли бы эту стоимость рассчитать.
Наталья Суслова
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a3261