Меняющаяся роль CIO
С каждым годом об этой профессии говорят все больше. Компании жалуются на нехватку квалифицированных ИТ-управленцев, хотя найти специалиста по информационным технологиям на рынке несложно. Все дело в том, что сейчас CIO – это гораздо больше, чем просто руководитель ИТ-отдела.
В российских вузах будущим ИТ-специалистам пока еще не дают навыков, которые должны быть у CIO. С другой стороны, компании-работодатели всегда для такой должности требуют опыт работы на предприятии той же сферы бизнеса и с сопоставимым количеством сотрудников. Однако опыт работы – еще не показатель успешного профессионала.
В последнее время организации, принимая на работу ИТ-директора, интересуются не только результатами, достигнутыми в предыдущих проектах, но и тем, как компания в целом смогла увеличить свою эффективность и прибыльность с помощью информационных технологий. Все больше генеральных директоров и владельцев предприятий ищут реального лидера, который сможет, обладая необходимыми компетенциями, радикально улучшить бизнес.
Еще недавно подобных личностей топ-менеджмент предпочитал избегать, полагая, что такой профессионал составил бы угрозу существующему руководству компании. Однако теперь собственники бизнеса осознают, что без сильной составляющей бизнес-процессов в виде ИТ-развития, выхода на запланированные прибыли и достойной конкуренции с другими компаниями не достигнуть. Еще больше этот тренд просматривается в бизнесе, где его реальные владельцы отошли от непосредственного управления предприятием и хотят, чтобы руководство компании составила действительно сильная команда, состоящая не только из генерального директора, но и CIO плюс других ключевых для этого бизнеса директоров направлений.
Стратегические функции
Среди тех компетенций, которые должны быть у CIO сегодня, это, во-первых, знание всей структуры компании, бизнес-процессов, целей, задач и миссии и, конечно, стратегии. Причем не только на текущем отрезке времени, но и долгосрочном. Если раньше планирование осуществлялось только на год-два, максимум 5 лет, то сегодня пришло осознание того, что по-настоящему успешный бизнес может существовать лишь при наличии долгосрочной стратегии – на 10 и более лет. Конечно, все это не может существовать без понимания, какая ИТ-инфраструктура организации для этого нужна, а также какая ее модернизация может понадобиться в будущем.
В связи с тем, что CIO начинает вливаться в состав, руководящий предприятием, участвует в согласовании корпоративной стратегии и планировании, то возникает вопрос о распределении ответственности между ним, другими топ-менеджерами, советом директоров за какие-либо ошибочные действия. В большинстве российских компаний вряд ли это реализовано на практике, но тренд присутствует на развитых рынках, в компаниях – лидерах экономики России. Например, Александр Малис, президент розничной компании "Евросеть", считает, что этот процесс идет уже давно. Следовательно, в ближайшем будущем с этой точки зрения роль CIO может поменяться в бизнесах любого масштаба деятельности, что придаст такому специалисту еще большее значение в рамках управления компанией. Дмитрий Назипов, старший вице-президент, руководитель департамента ИТ банка ВТБ, в целом согласен с обозначенным трендом. "Тенденция включения CIO в состав управленческого звена на уровне совета директоров характерна для корпоративного сектора, который ориентирован на формирование долгосрочных стратегий развития бизнеса, где одной из неотъемлемых частей становится ИТ-стратегия. Эта тенденция однозначно ведет к изменению роли CIO и его влияния на бизнес-процессы таких компаний", – поддерживает Владимир Волков, руководитель технической дирекции компании "Астерос".
Следующая функция, которую ИТ-директору следует возложить на себя и которая играет все большую роль в современном бизнесе, – это оценка и управление рисками и изменениями. При планировании и внедрении информационных технологий их может возникать великое множество: выбор неоптимального решения автоматизации, ошибки при проектировании, нарушение сроков и выход за рамки бюджета, несоответствие инфраструктуры компании внедряемому решению, неэффективная ИТ-поддержка, неиспользование всего потенциала системы, технические и организационные ошибки при внедрении проекта и так далее. Все это находится в сфере ведения CIO, и его задача – не только поспешно "гасить" возникающие проблемы, как это было еще в недавнем будущем, но и продумывать еще на этапе планирования подробный список возможных рисков и наиболее быстрые и эффективные способы их устранения.
Экономические навыки
Все предприятия можно разделить на две категории: ИТ обсуживают интересы бизнеса, ИТ являются основой бизнеса. "В структурах первой категории основная ответственность CIO – расходы своей сферы. В таких компаниях зачастую проблема стоит особенно остро, часто средства идут не на обозначенные цели, а просто разворовываются, – высказывает мнение о меняющейся роли CIO Роман Фильченков, генеральный директор компании "Эшелон". – Во втором случае, безусловно, CIO – одна из ключевых фигур в компании, он обязательно должен фигурировать в предприятии на уровне правления или совета директоров, так как понимание стратегии становится обязательным условием".
Следующий момент, в котором ИТ-директора начинают принимать все активное участие, – это инвестиционное планирование. Подобная дополнительная функция объяснима – бюджеты на серьезные информационно-технологические проекты порой огромны, причем впоследствии обычно требуют дополнительных денежных вливаний. Кому как не CIO оценивать масштабы необходимых инвестиций и участвовать в планировании их доли в общем объеме капитальных вложений в бизнес.
Еще один важный момент, который следует из предыдущей функции, – оценка экономической эффективности, а также производительности ИТ-активов. Конкуренция на рынке все выше, поэтому компании сейчас просто жизненно необходимо перед внедрением какой-либо системы просчитывать будущие прибыли от нее и соотнести это с затратами на внедрение и функционирование системы. Обычно подобными расчетами занимается финансовый директор, но очевидно, что он в большинстве случаев не сможет учесть всех нюансов и полезных эффектов от проекта. Поэтому, при грамотной организации процессов в компании, к нему для выполнения этой роли должен присоединиться CIO.
Лидерство
В последнее время от профессионального CIO требуется не просто подбирать персонал в свое ведомство, ставить ему задачу и контролировать сроки выполнения. Масштабы ИТ-проектов растут, их становится не один-два, а несколько, иногда десятков; они могут быть рассредоточены по подразделениям предприятия в разных регионах страны. Поэтому нельзя не упомянуть о все более растущем значении личности ИТ-руководителя, его лидерских качествах, умении создать такую команду профессионалов и управлять ей, которая сможет грамотно, в необходимые сроки и творчески выполнить все возложенные на отдел информационных технологий функции. Ведь даже в такой технологичной сфере работы предприятия главное значение имеют все же люди.
Сегодня модель "ИТ – поддержка бизнес-операций" постепенно замещается более прогрессивной и эффективной моделью "ИТ – бизнес-партнер", так как в ее основе – содействие бизнес-целям компании, а не реактивное удовлетворение запросов ИТ-службой, говорит Владимир Волков. "Если учесть динамику развития российского ИТ-рынка, а также дальнейшую интеграцию нашей страны в мировое сообщество, можно предположить, что через несколько лет подавляющее большинство компаний всех сфер деятельности с большей готовностью будет использовать ИТ-директора не как поставщика ИТ-сервисов, а как "новатора", помогающего развивать бизнес", – заключает он.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a3212