Статья

Виртуализация: показатель эффективности ДИТ?

CioGuru

На пути к облачным вычислениям виртуализация выступает в роли необходимого средства, позволяющего оптимизировать инфраструктуру компании. Но можно ли степень виртуализации считать критерием эффективности работы департамента информационных технологий? В немалой степени — да.

С точки зрения современной сервисной модели, руководству организации и ее сотрудникам неважно, каким образом реализована поддержка бизнес-процессов со стороны ИТ. Именно поэтому практика аутсорсинга продолжает набирать обороты, становясь популярной как во всем мире, так и в России. При наличии собственного департамента информационных технологий (ДИТ) в первую очередь оценивается эффективность его работы, уровень доступности сервисов и качество обслуживания клиентов.

Курс на виртуализацию?

Как следствие, у руководства возникает вопрос: Позволяет ли виртуализация повысить эффективность работы ДИТ или она является лишь еще одним чисто техническим инструментом, применение которого может как принести свои плоды, так и оказаться нерезультативным?

Ответ, естественно, будет неоднозначным, ведь все зависит от того, о каком характере виртуализации мы говорим, и какой участок инфраструктуры будет виртуализован. И, самое главное – что считается фактором эффективности работы подразделения ИТ?

Как отмечает Андрей Синяченко, технический директор департамента инфраструктурных решений компании "АйТи", если эффективность работы ДИТ измеряется в объеме экономии операционных затрат или времени на исполнение рутинных операций по развертыванию информационных систем, либо их обслуживанию – то, несомненно, степень виртуализации сильно влияет на эти показатели.

В любой организации, "научным" способом или по наитию, со временем формализуются показатели эффективности. Чаще всего они привязаны к показателям эффективности бизнеса организации в целом. Поскольку ИТ в подавляющем большинстве случаев является вспомогательным подразделением организации, чаще всего основным показателем эффективности деятельности ДИТ является экономия затрат на ИТ при заданном качестве выполнения основных бизнес-задач. Кроме того, часто качество услуг ДИТ определяется сокращением сроков ожидания услуги (ожидания внедрения новой технологии, предоставления какого-либо сервиса и т.д.), рассказывает Андрей Синяченко. "Несомненно, в данном контексте применение технологий виртуализации обуславливает рост качественных показателей для ДИТ, так как позволяет более эффективно добиваться экономии денег за счет рационального использования ресурсов, а также экономии времени за счет повышения степени автоматизации", – считает он.

Однако в случае, если задачей ИТ-подразделения является предоставление высоконадежного сервиса по формированию и обработке, например, больших многомерных массивов информации (обслуживание OLTP\OLAP СУБД), то степень проникновения виртуализации в данном случае будет значительно меньшей, чем в остальных. А показатели эффективности просто будут находиться в другой плоскости, характеризуясь, например, временем обработки одной транзакции или нулевыми показателями RTO\RPO.

В улучшение эффективности подразделения в целом наибольший вклад вносит серверная виртуализация, виртуализация приложений и виртуализация рабочих мест. "Эти технологии демонстрируют наиболее быстрый и ощутимый эффект от их применения. Однако в каждом конкретном случае бизнес и пользователи могут увидеть повышение эффективности в каком-то одном, наиболее важном для них вопросе. При этом основная часть "айсберга" может остаться для них недоступной, что нисколько ни умаляет ее вклад в повышение эффективности работы департамента ИТ", – говорит Александр Комиссаров, начальник отдела новых разработок Центра разработки инфраструктурных решений компании "Ай-Теко".

Меньше оборудования – меньше проблем

Если говорить об общих характеристиках, серверная виртуализация несет целый ряд организационных плюсов при любых задачах. Так, при внедрении технологий виртуализации уменьшается количество серверов и связанного с ними оборудования, что само по себе снижает затраты ДИТ на поддержку комплекса технических средств. Также сокращается время развертывания новых приложений и сервисов, централизуется и повышается эффективность задач по резервному копированию и восстановлению, существенно увеличивается доступность сервисов за счет проведения регламентных работ на оборудовании без выключения виртуальных серверов и возможности создания мгновенных снимков перед проведением работ на виртуальных серверах.

В результате всего этого администрирование и управление ИТ-инфраструктурой компании существенно облегчается. Специалисты ДИТ тратят меньше времени на выполнение операций, связанных с инсталляцией, настройкой, мониторингом и техническим обслуживанием серверного комплекса и, соответственно, также демонстрируют более высокий уровень эффективности.

Виртуализация рабочих мест, хотя и менее распространена, но также обеспечивает повышение эффективности работы ДИТ. "Рабочие места сотрудников также могут быть виртуализированы. Это позволит отказаться от персонального компьютера на каждом рабочем месте и перейти к использованию более дешевых и простых в обслуживании тонких клиентов или реализовать концепцию BYOD (Bring Your Own Device), когда каждый сотрудник использует оборудование (ноутбук, нетбук, планшет, смартфон), которое ему в данный момент наиболее удобно и подходит по роду деятельности. При этом на сервере создается рабочая сессия, в которой может быть организована работа с любым необходимым офисным программным обеспечением (пока что, кроме САПР-овского, требующего высокой производительности графической подсистемы) и доступом к необходимым файлам. При хорошей скорости доступа, такая работа ничем не отличается от использования локального компьютера , – отмечает Дмитрий Якунин, руководитель направления САПР ГК "Арбайт". – Нагрузка на ИТ-отдел в этом случае значительно снижается – не нужно обслуживать парк разнообразных компьютеров, процесс обновления ПО становится легче и может быть автоматизирован, развертывание нового рабочего места для сотрудника занимает считаные минуты. В какой-то степени повышается безопасность хранения данных – теперь они не разбросаны по всем рабочим местам, а лежат в центральном хранилище данных, и политики безопасности могут быть реализованы в большем объеме".

Безопасность и надежность

Не секрет, что от современных компаний требуется соблюдение определенных норм безопасности, которые легче реализовать в виртуальной среде, ведь применяться они будут к меньшему количеству машин. Более того, факторы, сдерживавшие ранее виртуализацию, сегодня сходят на нет.

"Классическая инфраструктура состоит из инфраструктурных сервисов, таких, как базовые сетевые службы, служба хранения файловых ресурсов, системы управления печатью, система электронной почты и так далее, а также различных бизнес-приложений. – отметил Иван Батов, руководитель отдела инфраструктурных решений группы компаний "Астерос". – И хотя в ряде случаев развертывание виртуализации было невозможно в силу требований руководства компаний к защите информационных активов, постепенно данная технология проникает и в подобные решения, так как на рынке появляются специализированные сертифицированные ПО, предназначенные для выполнения виртуальными комплексами соответствующих требований".

При этом повышается и надежность инфраструктуры: при меньшем количестве серверов можно использовать оборудование с дублированными блоками питания, использовать ИБП повсеместно. При необходимости виртуализация позволяет построить отказоустойчивый кластер гораздо проще, чем с физически выделяемыми серверами.

Можно ли считать проникновение виртуализации мерилом эффективности ДИТ? Безусловно, использование виртуализации в организации может служить одним из критериев оценки работы департамента ИТ, ведь она означает и переход на новый уровень знаний, и использование новых, современных методов работы и концепций построения ИТ-инфраструктуры. В целом, виртуализация ведет к повышению общей эффективности работы организации, но ни в коем случае нельзя списывать человеческий фактор, который как минимум наполовину определяет, насколько хорошо работает подразделение.

Андрей Шуклин